На бумаге Kingdom Hearts: Birth by Sleep выглядит очень амбициозно. Приквел к популярнейшей серии, собравшей под одной торговой маркой ключевых героев Диснея и Square Enix. Три играбельных персонажа. Дюжина тематических миров. Новый враг. Новый сюжет (точнее, сразу три — за каждого члена играбельной триады). Разве может что-то пойти не так? Никто не идет Birth by Sleep, в полном соответствии с названием, напоминает странный, липкий сон. Вроде бы все в порядке, но что-то беспокоит. Что же именно? В поисках ответа вы обшариваете каждый уголок в замке Спящей Красавицы, устраиваете бедлам в хижине у семи гномов, трясете за грудки Золушкиного принца, и вдруг до вас доходит: игра абсолютно пуста. Ни на одной локации, будь то олимпийская арена или остров Нетинебудет, вам за все время игры не повстречается ни одного персонажа массовки. Birth by Sleep — это растянутая на сорок часов открывающая сцена из «Ванильного неба», только гораздо печальнее. Куда так спешила Золушка, если на большом королевском балу всех гостей, не считая ее с принцем, — четыре человека? За что бьются участники местных Олимпийских игр, если трибуны пусты, как после ядерной войны? А главное — что в этой печальной, тихой вселенной делаем мы сами? Нет, это не рисунок. Это честное 3D, причем на портативной консоли! Для любого фаната Kingdom Hearts ответ очевиден: выясняем, что творилось в любимой вселенной до того, как Сора покинул свой идиллический островок и с ключ-клинком наперевес пустился на поиски приключений. Не вызовет у такого гипотетического фаната претензий и качество нового сюжета. А Birth by Sleep, надо сказать, это прекрасный образчик японского фэнтезийного наива. Слова «свет» и «тьма» герои каждый раз произносят так, что сразу понимаешь — начинаются они с большой буквы; персонажи долго и занудно рефлексируют на тему важности дружбы, а в финале одной из сюжетных линий силой воли оживляют пустые доспехи, чтобы те смогли покарать злодея. Особый удар для неподготовленного игрока — диснеевские персонажи, которые (о ужас!) ведут себя точь-в-точь как герои ультра-радикальной JRPG. Белоснежка, конечно, и у Диснея была девушкой довольно наивной, но уж точно не такой приторной дурочкой. Разделение истории на три пересекающихся, но в целом независимых потока на практике тоже оказывается не таким уж хорошим решением. Сценаристам и так-то особо нечего сказать, а когда тот же самый (невеликий) объем идей оказывается размазан на 40-50 часов, становится совсем неуютно. Особенно тяжко в первые 15 часов, когда вы штурмуете историю неулыбчивого юноши по имени Терра (проходить сюжеты можно в любом порядке, но сами разработчики считают эту линию первой). «Движение без прогресса» — вот лучшее ее описание. Прилетели на очередную планету, познакомились с парой диснеевских персонажей, прослушали полчаса диалогов ни о чем, подрались, полетели дальше. Чернослив и curaga Терра, Вентус и их подруга Аква — предельно стереотипные JRPG-герои. Спасают Birth by Sleep два нюанса, и первый из них — вот это самое «подрались». Боевая система предельно проста, но динамична (отсиживаться в обороне не приходится почти никогда) и предоставляет определенную тактическую свободу. К тому же вам постоянно становятся доступны все новые и новые боевые способности, а уже имеющиеся — усиливаются в процессе схватки (надо только включить их в «колоду» активных скиллов). Кроме того, атаки и заклинания можно совмещать, теряя при этом использованное в процессе «сырье», но потенциально приобретая более сильные способности. Причем «готовить» часто приходится вслепую, без точных рецептов, а смешивать можно только скиллы, достигшие определенного уровня развития, то есть те, к которым вы уже успели привыкнуть и расставание с которыми особенно болезненно. А для совсем уж отчаянных ситуаций есть так называемый D-Link: способность героев устанавливать ментальную связь с другими ключевыми персонажами (от Питера Пэна до Стича), усиливая и изменяя арсенал доступных атак. В Birth by Sleep даже мультиплеер есть. Правда, кислый и однообразный. Вторая причина сказать Birth by Sleep «да», даже если вам не снятся ночами фанфики про Сору и Кайри, — это, конечно же, визуальный дизайн. В нем Square Enix поднаторели давно, а в Kingdom Hearts они еще и выжимают из PSP все сладкие технические соки. Оригинальных персонажей это касается в меньшей степени, но, когда на экране появляется какой-нибудь капитан Крюк, от восторга едва не лопаются глаза. Безо всякого цел-шейдинга художникам удается добиться полной иллюзии, что перед нами — необъяснимо как обретший третье измерение сочный диснеевский рисунок. Видимо, на его отрисовку и ушли все ресурсы консоли. * * * У поклонников Kingdom Hearts, как мы же неоднократно намекали, никаких вопросов к новой игре не должно возникнуть в принципе. Для них уныло написанный сюжет не будет минусом, а вот интересная боевая система наверняка станет внушительным плюсом. Если же вы путаетесь в мифологии сериала, и не помните, кто из героев первой части Рику, а кто — пресловутый Сора, и не понимаете, чего такого особенного в ключ-клинках (помимо идиотского внешнего вида), будьте осторожны. Всей полноты впечатлений вы все равно не получите, а вот стоят ли несколько интересных боев того, чтобы ради них вычеркивать из жизни двое суток чистого времени, — большой вопрос.
|